Мир «Детей Пространства»
Documentation
00000
00000
00:00:00
Not logged in
— Вот поездил я по Лемурии, посмотрел, как тут живут разные люди,~—
задумчиво произнёс Анджей.~— Однако так и не понял, почему вы спокойно
относитесь к королям, диким племенам собирателей, религиозным фанатикам, но
на протяжении сотни лет фактически бойкотировали Землю.

— Чтобы понять нас, лемурийцев, нужно хотя бы один раз услышать
«Экспансию»,~— отозвалась Ильма.~— Причём лучше на хорошей аппаратуре. К
сожалению, живого исполнения не было уже лет семьдесят. Если хочешь, могу
поставить прямо сейчас.

{\sloppy Анджей промолчал, и это молчание было воспринято как знак согласия.
Ильма засуетилась по комнате, задёргивая шторы, подключая огромные колонки,
которые обычно стояли не\-за\-дей\-с\-т\-во\-ван\-ны\-ми, включая настенный
пятидесятичетырехдюймовый экран.

}
Из колонок раздались звуки музыки…

\vspace{\baselineskip}

{\it Акт первый. Картина первая.}

{\it Упсальский университет. Студентка Ширин Ансари (сопрано), изучая снимки
с разных спутниковых телескопов, открывает загадочную планету около
Арктура. Она мечтает о том, что, может быть, эта планета станет местом, где
люди смогут быть счастливее, чем на Земле. Но, увы, мечты о звёздах пока
остаются мечтами. Человечество заперто в Солнечной системе.}

{\it В это время Карл Ангстрём (баритон) теоретически открывает возможность
прокола пространства. Он держит в руках ключ, который может открыть
человечеству путь к звёздам, но не имеет возможности проверить свою
правоту. Провести experimentum crucis можно только в гравитационном поле
звезды. Нужно приблизиться к Солнцу не далее чем на миллион километров.
Однако кто даст космический корабль скромному физику?}

{\it\sloppy  Появляется Юрген Шлоссер (тенор) и начинает хвастаться, что его
тема~— изучение солнечной активности~— оказалась настолько важной, что ему
готовы предоставить корабль для изучения Солнца вблизи. Карл просит о
возможности присоединиться к экспедиции.

}
{\it Картина вторая.}

{\it\sloppy Борт космического корабля. В иллюминаторе огромный шар Солнца.

}
{\it Ширин и Юрген работают с какой-то аппаратурой. Капитан Венёв (бас) стоит
за пультом управления кораблём и поёт о том, что возить астрономов~— самая
скучная работа в Солнечной системе. Появляется Ангстрём. Обращаясь к
Венёву, он рассказывает о том, к чему может привести эксперимент с его
установкой. Венёв воодушевляется:  наконец-то появилось дело, достойное
романтика"=первооткрывателя. Он выводит корабль на линию, соединяющую центр
Солнца с центром альфы Центавра, и нажимает кнопку.}

{\it Картина третья.}

{\it Там же, но в иллюминаторе редкие звезды.}

{\it «Что случилось? Куда исчезло Солнце?»~— спрашивает Ширин. Ангстрём
объясняет, что Солнце никуда не делось: вот та маленькая звёздочка~— это
оно и есть. Просто до него теперь четыре световых года. Юрген и Ширин хором
заявляют, что это глупая шутка. Но сравнение спектра маленькой звёздочки и
огромной звезды по другому борту, а также третьей близкой звезды, видной
неподалёку, убеждает их в том, что они в самом деле  попали в систему Альфы
Центавра. Венёв предлагает поискать планеты, которых не видно с Земли.}

{\it Картина четвёртая.}

{\it Борт корабля. В иллюминатор виден огромный голубовато"=белый шар
планеты.}

{\it Юрген поёт что-то очень напыщенное про то, что они здесь первопроходцы,
и перед ними планета, пригодная для жизни, на которую надо немедленно
высадиться. Капитан отвечает, что просто так посадить корабль слишком
рискованно: нет привода, неизвестно давление, внизу нет подходящего
аэродрома. Надо вернуться на Землю и прийти сюда более подготовленными.}

{\it Ширин поёт грустную арию о том, как она всю жизнь мечтала о других
планетах, и вот теперь, когда до мечты рукой подать, приходится отступать,
добавляя, что она мечтала о совсем иной планете. Ангстрём спрашивает, о
какой. Ширин рассказывает о загадочной планете в системе Арктура, которая
никак не могла образоваться естественным путём, и где, наверное, можно
встретить мудрых инопланетян. Она спрашивает, позволяет ли изобретение
Ангстрёма достичь Арктура. Карл отвечает, что летать к звёздам-гигантам
сложно, это на пределе возможностей его аппаратуры, но ради прекрасной
мечты и прекрасных глаз Ширин он готов рискнуть.}

{\it После этого капитан, Ширин и Ангстрём уходят за кулисы. На сцене
остаётся Юрген и поёт о том, какую змею пригрел на своей груди в лице
Ангстрёма. Мало того, что тот уволок корабль непонятно куда, и вместо
солнечной астрономии они тут занимаются изучением планет, так ещё и девушку
пытается отбить.}

{\it Акт второй. Картина первая.}

{\it На заднике сцены изображён огромный космопорт. На самоходном трапе стоят
наши герои и хором поют: «Люди, мы принесли вам звёзды!» Хор славит их как
триумфаторов.}

{\it Картина вторая.}

{\it На фоне того же задника стоит около стойки бара капитан Венёв со
стаканом в руке и поёт грустную арию о том, что эпохальные открытия~— это,
конечно, хорошо, но денег за них не платят. Входит Сильма Типпельберг
(меццо) и сообщает о том, что нашлись спонсоры для экспедиции на Арктур за
следами внеземной цивилизации.}

{\it Картина третья.}

{\it Борт корабля. За иллюминатором~— бело-голубой шар Лемурии и астероид
Ланькова с развалинами необычных построек. Ширин поёт грустную арию о том,
что она так мечтала о встрече с жителями иного мира, но видит только
развалины. Карл отвечает ей, что зато в их распоряжении есть сам мир и
множество тайн и загадок древней цивилизации.}

{\it Картина четвёртая.}

{\it Берег моря. Где-то в глубине задника к берегу пришвартован космический
корабль. На берегу видны сборные домики лагеря экспедиции и развалины
древнеарктурианских построек, которые частично представляют собой объёмные
декорации. Из одной такой постройки появляется Сильма Типпельберг и
рассказывает, что удалось оживить что-то из древней техники, и теперь
экспедиция независима от поставок с Земли. Из-за кулис навстречу друг другу
выходят Ширин и Карл и поют: «Это наш мир, мы останемся здесь жить».}

{\it Акт третий. Картина первая.}

{\it Тот же космопорт, что в начале второго акта. На трапе стоит капитан
Венёв, у его подножия~— хор. Венёв сообщает, что всё готово к отлёту
колонизационной экспедиции на альфу Центавра. Из толпы хористов выходит
Дарья Корябова (сопрано) и предлагает называть звезду Толиманом~— негоже
светилу, вокруг которого будет крутиться обитаемый мир, называться буквой в
созвездии.}

{\it Картина вторая.}

{\it\sloppy Лагерь экспедиции, вернее, уже колония на Лемурии. Карл Ангстрём возится
с каким-то механизмом. Раздаются странные звуки двадцатидвухтональной
древнеарктурианской музыки. Под эти звуки из-за кулис появляется Ширин и
поёт: «Наши дети играют с оставшейся от Древних электроникой и говорят на
языке Древних. Мне страшно, что древняя культура поглотит нас, и мы забудем
о том, что мы земляне.» Карл под вполне земную мелодию отвечает: «Оглянись
вокруг~— это наш мир. Зачем тебе душные города Земли? Какая разница, на
каком языке говорить?»

}
{\it Картина третья.}

{\it Земля, какой-то кабинет. За овальным столом сидят люди в военной форме и
строгих костюмах. Перед столом стоит Юрген и поёт о том, что колонисты
Лемурии не считают земные правительства и корпорации достойными права
получать древнеарктурианские технологии, а вместо этого снабжают ими группы
маргиналов, отправляющиеся к Толиману, Харе и Бете.}

{\it Встаёт один из строгих костюмов, Президент (тенор), и поёт о том, что с
этим сепаратизмом надо кончать. Следом вскакивает Генерал (тенор) и, держа
руку у козырька, поёт, что готов выполнить любой приказ Родины и будет
беспощаден к предателям человечества.}

{\it Картина четвёртая}

{\it Одна половина сцены представляет собой домик в лемурийской колонии. В
окно виден пейзаж, знакомый по предыдущему акту. Перед экраном дальней
связи стоит Ангстрём.}

{\it Вторая половина~— рубка космического корабля, в иллюминаторе Лемурия и
астероид Ланькова. В рубке перед экраном стоит Генерал.}

{\it Генерал исполняет ультиматум. Ангстрём под двадцатидвухтональную
арктурианскую музыку отвечает~— это наш мир, и мы сами будем решать, с
какими мирами хотим торговать, а с какими нет. А если вдруг это кого-то не
устраивает, то от Древних у нас осталось много разных интересных штучек.
Генерал поёт что-то на тему: «Мы, конечно, уйдём, но скоро вы сами
пожалеете, что отвергли нас.»}

{\it Эпилог.}

{\it\sloppy Сцена разбита на много разных кусков, освещённых лучами разных цветов,
символизирующих разные звёзды, и украшенной разной растительностью. Хор,
распределённый по этим разным планетам, поёт славу Человечеству, вышедшему
из колыбели.

}

\vspace{\baselineskip}

— Вот эти события, причём именно в таком мифологическом изложении, и
определили наше отношение к Земле,~— подвела итог Ильма, когда экран
погас.  — Мы в очень большой степени готовы уважать право общины строить
жизнь по тем законам, которые ей нравятся, за исключением двух
абсолютных «нельзя»: нельзя закрывать доступ к информации о том, что
другие люди живут по-другому, и нельзя запрещать людям покидать общину.
Община, которая нарушает эти правила, скорее всего, будет
экскоммуницирована, а это очень серьёзное наказание. Именно это
случилось с первой попыткой колонизации под Тау Кита.  После нескольких
инцидентов на картах Торгфлота появилась пометка «сюда не летать, здесь
создают проблемы»~— и когда через полвека кто-то всё же решил
посмотреть, что там творится, он не обнаружил ни одного живого
колониста,~— Ильма опустила глаза.~— Собственно, на Земле тоже поставили
такую пометку примерно сто лет назад. Однако Земля~— не малочисленная
колония, а цивилизация, в пятьдесят раз превосходящая по численности все
пятьдесят миров, поэтому она не вымерла без обмена информацией с другими
мирами,~— она снова подняла взгляд на Анджея.~— Но вот почему так мало
людей на Земле воспользовалось информацией о наличии других миров тогда,
когда её стало можно взять, я понять не могу. Любая скэттерная община
теряет до тридцати процентов молодёжи, которая уходит в большой мир.
Кстати, не будь этого фактора, у многих общин образовались бы проблемы с
истощением окружающей среды. Хотя скэттерные технологии заметно
отличаются от первобытных, тем не менее они могут прокормить очень мало
народу.